Запрос рф об оперативно розыскной деятельности ст 6

Негласность может быть обусловлена как практической целесообразностью, так и невозможностью гласного проведения отдельных ОРМ, открытого использования средств, методов либо задействования отдельных участников мероприятий. Например, недопустимо разглашение сведений о лицах, оказывающих содействие

Запрос рф об оперативно розыскной деятельности ст 6

тодов и средств (ст. 3 ФЗ об ОРД); указание законодателя на возможность использования специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации в процессе осуществления ОРД (ст. 6); право проведения OPM при наличии сведений лишь о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела; о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ;

Запрещается проведение оперативно-розыскных мероприятий и использование специальных и иных технических средств, предназначенных (разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации, не уполномоченными на то настоящим Федеральным законом физическими и юридическими лицами.

Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от N 144-ФЗ ст 6 (ред

Ввоз в Российскую Федерацию и вывоз за ее пределы специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, не уполномоченными на осуществление оперативно-розыскной деятельности физическими и юридическими лицами подлежат лицензированию в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Необходимо отметить, что применительно к деятельности суда, следователя, дознавателя и органа дознания в качестве законных способов доказывания УПК называет лишь следственные и иные процессуальные действия. При этом к числу иных процессуальных действий, проведение которых разрешено законом публичным органам и должностным лицам, ведущим уголовный процесс, относятся только следующие действия: 1) собирание образцов для сравнительного исследования (ч. 1 ст. 86 УПК) и 2) направление требований, поручений и запросов (ч. 4 ст. 21 УПК). Таким образом, собирать доказательства какими бы то ни было другими способами публичные субъекты процесса не уполномочены, ибо это был бы «не установленный законом порядок», применение которого должно влечь за собой отказ в признании полученных сведений в качестве доказательств. В том числе не уполномочены эти должностные лица и органы на использование такого способа доказывания, как представление предметов и документов. Согласно закону собирать и представлять письменные документы и предметы для приобщения их к уголовному делу в качестве доказательств на досудебных стадиях процесса вправе лишь подозреваемый, обвиняемый, потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик и их представители (ч. 2 ст. 86 УПК).

Статья 89 УПК РФ

Превращение результатов оперативно-розыскной деятельности в доказательства путем их представления в обход следственных действий или истребования следователем нарушает установленный уголовно-процессуальным законом порядок доказывания, не учитывая необходимость соблюдения такого обязательного требования к допустимости доказательств, как надлежащий способ их собирания. При производстве по уголовному делу недопустимо подменять оперативно-розыскными действиями (оперативный эксперимент, обследование помещений, оперативный сбор образцов для сравнительного исследования и т.д.) следственные и иные процессуальные действия, такие как задержание, осмотр, обыск, собирание образцов для сравнительного исследования и др. И лишь при отсутствии законных оснований для проведения следственных действий следователем должен быть использован другой процессуальный способ собирания доказательств — истребование. Например, оперативная звукозапись, полученная сотрудниками органа дознания, данные о которых не секретны и проверяемы, может быть истребована следователем у органа дознания, в т.ч. по предварительной информации последнего. При этом использование истребования вместо представления связано с тем, что объективно могут возникнуть основания для допроса указанных сотрудников в качестве свидетелей-очевидцев. В этом случае сотрудники подлежали бы отводу (п. 1 ч. 1 ст. 61 УПК). Учитывая, что они могут быть обязаны одновременно с оперативно-розыскными проводить и неотложные следственные действия или следственные действия по письменному поручению следователя (ст. 157 УПК), это чревато утратой результатами этих следственных действий свойства допустимости. Инициатором истребования, в отличие от представления, является сам следователь, который полностью отвечает за ход предварительного расследования, поэтому только он вправе взвешивать все «за» и «против» допроса оперативных сотрудников при риске утраты допустимости результатов проведенных ими следственных действий.

Рекомендуем прочесть:  Порядок оформления возражения на судебный приказ

Становление оперативно-розыскной деятельности корнями уходят в далеко прошлое. Тогда же были созданы и методы ее ведения. Законодательное определение такой деятельности появилось намного позже. В 1958 году впервые в отечественном праве был употреблен термин «оперативно-розыскные меры». Применен он в ст. 29 Основ уголовного судопроизводства СССР и союзных республик и продублирован в УПК всех республик. Более детально ОРД прописана в постановлениях ЦК КПСС и закрытых нормативных актах советского правительства и правоохранительных органов. Вместе с тем, законодательного регулирования ОРД не было. Сотрудники оперативно-розыскных подразделений правоохранительных органов, по-существу исполняли свои полномочия по раскрытию и расследованию преступлений практически нелегально, зачастую вступали в конфликт с законом и несли наказание в дисциплинарном, а то и в уголовном порядке. Более того, ход и результаты осуществления оперативно-розыскных мероприятий не могли быть использованы в доказательственном плане в ходе следствия и суда.

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ

При получении материалов об объявлении подозреваемого или обвиняемого в розыск сотрудник оперативного подразделения должен провести первоначальные проверочные действия, включающие в себя: информирование личного состава о личности и приметах скрывшегося лица; проверку его по учетам ОВД; опрос родственников и других граждан, знающих разыскиваемого, и некоторые другие. После проведения первоначальной проверки, но не позднее 10 суток с момента поступления сведений о необходимости проведения розыска, оперативный аппарат обязан завести розыскное дело и все остальные мероприятия по розыску проводить согласно плана работы по этому делу.

В случаях, которые не терпят отлагательства и могут привести к совершению тяжкого или особо тяжкого преступления, а также при наличии данных о событиях и действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации, на основании мотивированного постановления одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, допускается проведение оперативно-розыскных мероприятий, предусмотренных частью второй настоящей статьи, с обязательным уведомлением суда (судьи) в течение 24 часов. В течение 48 часов с момента начала проведения оперативно-розыскного мероприятия орган, его осуществляющий, обязан получить судебное решение о проведении такого оперативно-розыскного мероприятия либо прекратить его проведение.

Федеральный закон от N 144-ФЗ (ред

Время выполнения должностными лицами органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, специальных заданий в организованных преступных группах, а также время их службы в должностях штатных негласных сотрудников указанных органов подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Правовую основу оперативно-розыскной деятельности составляют Конституция РФ, ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», другие федеральные законы и принятые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти. Например, федеральные законы «О полиции», «Об органах ФСБ», «О государственной тайне», «О прокуратуре Российской Федерации» и другие, а также Указы Президента РФ.

Рекомендуем прочесть:  Как вернуть товар без чека в течении 14 дней

Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность

Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, издают в пределах своих полномочий в соответствии с законодательством РФ нормативные акты, регламентирующие организацию и тактику проведения оперативно — розыскных мероприятий. В этом их отличие от органов дознания и предварительного следствия, которые в своей деятельности руководствуются уголовно-процессуальным законодательством.

8. О достоверности сведений о законности происхождения денег, ценностей, иного имущества и доходов от них у близких родственников, родственников и близких лиц лица, совершившего террористический акт, при наличии достаточных оснований полагать, что деньги, ценности и иное имущество получены в результате террористической деятельности, но не ранее установленного факта начала участия лица, совершившего террористический акт, в террористической деятельности и (или) являются доходом от такого имущества.

Статья 7 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»

Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, при наличии запроса, направленного в соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции», другими нормативными правовыми актами Российской Федерации в области противодействия коррупции, в пределах своих полномочий проводят оперативно-розыскные мероприятия в целях добывания информации, необходимой для принятия решений:

Субъектам оперативно-розыскной деятельности при проведении оперативно-розыскных мероприятий предоставлено право использовать служебные помещения, имущество учреждений, предприятий, организаций, воинских частей, а также жилые и нежилые помещения, транспортные сред­ства, иное имуществ частных лиц по договору или устному соглашению (п. 3 ст. 15 федерального закона об оперативно-розыскной деятельности). Отношения между оперативно-розыскными органами и ука­занными владельцами или пользователями служебных помещений, жилья, транспортных средств и имущества регулируются нормами гражданского за­конодательства (например, ст. 209, 288, 420, 433 ГК РФ и др.).

Электронная библиотека

В соответствии с данным законом органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, обязаны исполнять письменные поручения органа дознания, следователя, указа­ния прокурора и решения суда о проведении оперативно-розыскных мероприятий по уголовным делам, при­нятым ими к производству. Эти поручения должны даваться обязательно в письменной форме.

Установлен закрытый перечень оперативно-розыскных мероприятий, который может быть изменен или дополнен только федеральным законом. Указаны основания для проведения оперативно-розыскных мероприятий. Регламентирован порядок судебного рассмотрения материалов об ограничении конституционных прав граждан при проведении оперативно-розыскных мероприятий.

Федеральный закон от 12 августа 1995 г

18 июля 1997 г., 21 июля 1998 г., 5 января, 30 декабря 1999 г., 20 марта 2001 г., 10 января, 30 июня 2003 г., 29 июня, 22 августа 2004 г., 2 декабря 2005 г., 24 июля 2007 г., 29 апреля, 22, 25, 26 декабря 2008 г., 28 декабря 2010 г., 21 ноября, 8 декабря 2011 г., 10 июля, 29 ноября 2012 г., 5 апреля, 28 июня, 2 ноября, 21 декабря 2013 г., 29 июня 2015 г., 3, 6 июля 2020 г.

4. Использовать в целях конспирации документы, зашифровывающие личность должностных лиц, ведомственную принадлежность предприятий, учреждений, организаций, подразделений, помещений и транспортных средств органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также личность граждан, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе.

Федеральный закон от 12 августа 1995 г

Оперативные подразделения органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, вправе проводить совместно с работниками уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации оперативно-розыскные мероприятия в следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации.

Ссылка на основную публикацию