Проверка обнаружила отсутствие коллективного договора

Содержание

При этом следует отметить, что согласно ст. 22 ТК РФ работодатель имеет право вести коллективные переговоры и заключать коллективные договоры. При этом обязанность вступить в коллективный договор возникает у работодателя только после получения уведомления с предложением о начале переговоров в письменной форме (ст. 36 ТК РФ), и административная ответственность применяется только после того, как работодатель получил письменное уведомление от работников.

Последствия незаключения коллективного договора

Подскажите, пожалуйста, что делать если больше чем на год просрочили уведомительную регистрацию коллективного договора?А сейчас пришло письмо от полномочного органа, который вспомнил, что мы давно уже приняли колдоговор, но им так и не прислали. Статья 55 ТК РФ предусматривает установление административной ответственности за нарушение или невыполнение коллективного договора, соглашения. Сторонами коллективного договора являются работодатель и представители коллектива.В законодательстве не существует нормы, которая предусматривала бы ответственность работодателя за отсутствие регистрации коллективного договора.

Ответственность за несвоевременную регистрацию коллективного договора

А зачем вам его регистрировать задним числом. Вы вообще его не обязаны заключать, это по волеизъявлению сторон. Мы от труд инспекции отписались так:Коллективный договор нужен для того, чтобы работники предприятия и работодатель могли при желании закрепить в нем различные взаимные обязательства. Статья 40 Трудового кодекса Российской Федерации определяет коллективный договор как «правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей».
Статья 22 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает право работодателя вести коллективные переговоры и заключать коллективные договоры, а также обязанность Работодателя вести коллективные переговоры и заключать коллективный договор в порядке, установленном Трудовым кодексом Российской Федерации.
Однако в Трудовом кодексе Российской Федерации (статья 36) говорится, что обязанность работодателя вступить в коллективные переговоры с целью подготовки, заключения или изменения коллективного договора возникает только в том случае, если другая сторона – работники – проявят такую инициативу и направят работодателю уведомление в письменной форме с предложением о начале коллективных переговоров.
Тогда работодатель обязан вступить в переговоры в течение семи календарных дней со дня получения такого предложения. За уклонение от ведения переговоров в этом случае предусмотрена административная ответственность (статья 5.28 кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Если работники не проявляли такой инициативы, то никакой обязанности по ведению переговоров с целью заключения коллективного договора у работодателя не возникает. При этом у него есть право (но не обязанность) выступить с такой инициативой самостоятельно. Следовательно, коллективный договор обязателен, если у какой-либо из сторон (работодателя или работников) будет желание его заключить.
Ни общество с ограниченной ответственностью «Ромашка», ни его работники не направляли предложений о начале коллективных переговоров по подготовке и заключению коллективного договора, следовательно, обязанности заключить коллективный договор не возникло.
Основываясь на вышесказанном, хочу отметить, что в соответствии с трудовым законодательством, какие либо организации и должностные лица не вправе принуждать к заключению коллективного договора ООО «РОмашка» и его работников.

Ответственность за отсутствие коллективного договора

Согласно ст. 27 ТК документ представляет собой форму социального партнерства, в котором стороны принимают на себя определенные обязательства добровольно. Никто не вправе обязать работодателя и его сотрудников заключить такой договор или привлечь к ответственности за его отсутствие. Причем у этого документа особый правовой статус, он не является локальным нормативным актом по следующим причинам:

Ответственность за отсутствие коллективного договора

Это особенно важно, например, при расследовании несчастных случаев, когда необходимость признания существующих отношений между работодателем и работником трудовыми является особо актуальной и связана с необходимостью срочного проведения расследования несчастного случая на производства, не ожидая завершения длительных судебных разбирательств. Трудовые договоры не могут носить формальный характер, быть одинаковыми для всех категорий работников, не учитывать специфику отдельных должностей и профессий.

Проверка обнаружила отсутствие коллективного договора

Проверка полномочий представителя работников. Правом направить работодателю предложение о переговорах по заключению коллективного договора обладают представители, которые определяются в соответствии со статьей 37 Трудового кодекса. Такими представителями могут быть первичные профсоюзные организации или иные представители, избираемые работниками. Иные представители (это могут быть отдельные лица из числа работников) избираются на общем собрании (конференции) работников тайным голосованием (ч. 4 ст. 37 ТК РФ). Следовательно, в последнем случае полномочия представителя должны быть подтверждены решением общего собрания (конференции) работников. Следует отметить, что «иные представители» могут быть избраны и наделены полномочиями по ведению коллективных переговоров, только если работники данной компании вообще не объединены в какие-либо первичные профсоюзы или если ни один из имеющихся профсоюзов не объединяет более половины работников и не уполномочен представлять интересы всех работников (ч. 4 ст. 37 ТК РФ)*.

Наличие (отсутствие) коллективного договора

1. Администрация субъекта РФ осуществляет:
— обеспечение условий для эффективного функционирования Системы;
— реализацию государственной политики в области охраны труда на территории субъекта РФ во взаимодействии с органами государственной власти Российской Федерации и субъекта РФ, органами местного самоуправления, работодателями и их объединениями, профессиональными союзами и их объединениями, иными уполномоченными работниками представительных органов;
— реализацию федеральных целевых программ, а также утверждение в установленном порядке и реализацию региональных целевых программ (планов мероприятий) улучшения условий и охраны труда, обеспечивает контроль за их выполнением;
— создание региональной комиссии по охране труда, утверждение Положения о комиссии;
— организацию межрегионального сотрудничества в сфере охраны труда;
— передачу, в случае необходимости, органам местного самоуправления отдельных полномочий по государственному управлению охраной труда на территории муниципальных образований;
— иные полномочия в сфере охраны труда, не отнесенные к полномочиям федеральных органов государственной власти, в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъекта РФ.
2. Департамент труда и занятости населения субъекта РФ (далее — департамент):
— является уполномоченным администрацией субъекта РФ органом исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющим государственное управление охраной труда в регионе;
— обеспечивает реализацию государственной политики в области охраны труда на территории субъекта РФ;
— организует разработку, актуализацию, согласование и утверждение в установленном порядке региональных нормативных правовых актов по охране труда;
— организует проведение мониторинга состояния условий и охраны труда у работодателей, осуществляющих деятельность на территории субъекта РФ;
— анализирует состояние условий и охраны труда, причины несчастных случаев на производстве и профессиональной заболеваемости в организациях муниципальных образований и отраслях экономики субъекта РФ, организует проведение мероприятий, направленных на профилактику несчастных случаев и повреждения здоровья работников;
— представляет в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, сведения, необходимые для проведения общероссийского мониторинга состояния условий и охраны труда;
— информирует по вопросам и проблемам охраны труда администрацию субъекта РФ, региональную трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений, региональную комиссию по охране труда;
— разрабатывает мероприятия по улучшению условий и охраны труда государственных программ (подпрограмм) субъекта РФ;
— организует взаимодействие по вопросам охраны труда органов исполнительной власти субъекта РФ, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих на территории субъекта РФ государственный контроль (надзор) в сфере условий и охраны труда, органов местного самоуправления, объединений работодателей, объединений профессиональных союзов и других объединений работников;
— обеспечивает организационно-техническую подготовку работы региональной комиссии по охране труда, контроль выполнения решений;
— осуществляет в установленном порядке государственную экспертизу условий труда на рабочих местах;
— организует проведение на территории субъекта РФ, в установленном порядке, обучения по охране труда работников, в том числе руководителей организаций, а также работодателей — индивидуальных предпринимателей;
— содействует обобщению и распространению в регионе передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда;
— участвует, по вопросам охраны труда, в разработке региональных и отраслевых соглашений, в работе региональной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений;
— организует проведение экспертизы региональных соглашений и коллективных договоров в части соблюдения законодательства об охране труда, контроль за выполнением коллективных договоров, в том числе мероприятий по улучшению условий и охраны труда;
— организует проведение региональных и всероссийских смотров-конкурсов, месячников по охране труда, семинаров, совещаний, выставок и других мероприятий по пропаганде здорового и безопасного труда;
— исполняет иные полномочия в сфере государственного управления охраной труда, не отнесенные к полномочиям федеральных органов исполнительной власти, в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъекта РФ.
Государственные казенные учреждения субъекта РФ центры занятости населения в муниципальных образованиях, подведомственные департаменту:
— во взаимодействии с органами местного самоуправления, профсоюзами, работодателями и их объединениями обеспечивают реализацию основных направлений государственной политики в сфере охраны и условий труда на территории муниципального образования;
— осуществляют сбор (мониторинг) и анализ информации о состоянии условий и охраны труда у работодателей, зарегистрированных на территории муниципального образования, результаты представляют в департамент для свода и анализа по субъекту РФ, в органы местного самоуправления и, при необходимости, в органы прокуратуры;
— участвуют в организационно-методической подготовке и работе муниципальных межведомственных комиссий (координационных советов) по охране труда, осуществлении контроля за выполнением принятых решений;
— оказывают работодателям и работникам консультативно-методическую и практическую помощь в области охраны труда, содействуют созданию в организациях эффективных систем управления охраной труда и профессиональными рисками;
— участвуют в установленном законодательством порядке в расследовании несчастных случаев на производстве;
— участвуют в координации проведения на территории субъекта РФ в порядке, установленном трудовым законодательством, обучения по охране труда работников, в том числе руководителей организаций, а также работодателей — индивидуальных предпринимателей, проверки знания ими требований охраны труда, а также проведения обучения оказанию первой помощи пострадавшим на производстве;
— проводят экспертизу коллективных договоров в части соблюдения законодательства об охране труда, осуществляют контроль за выполнением работодателями обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями;
— изучают и распространяют передовой опыт по охране труда;
— проводят в порядке, установленном трудовым законодательством, обследования состояния условий и охраны труда в организациях муниципального образования, получают информацию и документы, необходимые для осуществления своих полномочий;
— совместно с органами местного самоуправления и профсоюзами организуют проведение в муниципальном образовании месячников по охране труда, смотров-конкурсов, семинаров, совещаний, выставок, Дней охраны труда и других мероприятий по охране труда;
— проводят информационно-разъяснительную работу по проблемам и задачам в области охраны труда, ведут пропаганду здорового и безопасного труда.
3. Органы исполнительной власти субъекта РФ:
— обеспечивают, в пределах своих полномочий, реализацию государственной политики в области охраны труда в курируемых отраслях и организациях, в том числе:
— принимают участие в разработке и реализации мероприятий по улучшению условий и охраны труда государственных программ (подпрограмм) субъекта РФ;
— осуществляют организационно-методическое руководство работой по охране труда и ведомственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы охраны труда, в подведомственных организациях;
— проводят анализ состояния условий и охраны труда, причин производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в курируемых отраслях и в подведомственных организациях и принимают меры по их предупреждению;
— организуют в подведомственных организациях проведение специальной оценки условий труда;
— ведут пропаганду охраны труда, содействуют проведению региональных и всероссийских смотров-конкурсов, месячников, конференций и выставок, других мероприятий по охране труда, организуют и проводят отраслевые мероприятия по охране труда;
— координируют, в установленном порядке, проведение обучения и проверки знаний требований охраны труда у работников подведомственных организаций, в том числе руководителей и специалистов, а также проведение обучения оказанию первой помощи пострадавшим на производстве;
— обобщают и распространяют передовой опыт по охране труда;
— осуществляют иные полномочия в области охраны труда, в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъекта РФ.
4. Органы местного самоуправления:
— реализуют государственную политику в области охраны труда на территории муниципального образования в пределах своих полномочий, во взаимодействии с органами исполнительной власти субъекта РФ, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, центрами занятости населения в муниципальных образованиях, работодателями, объединениями работодателей, профессиональными союзами, их объединениями;
— принимают и реализуют муниципальные целевые программы (планы мероприятий) по улучшению условий и охраны труда работников организаций;
— финансируют мероприятия по улучшению условий и охраны труда за счет средств местных бюджетов, муниципальных фондов охраны труда;
— принимают нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права в области охраны труда, в пределах своей компетенции;
— создают муниципальные координационные советы (межведомственные комиссии) по охране труда, утверждают положение о координационном совете (комиссии);
— организуют, совместно с департаментом, профсоюзами, объединениями работодателей проведение месячников по охране труда, смотров-конкурсов, семинаров, совещаний, выставок и других мероприятий по пропаганде улучшения условий и охраны труда;
— информируют общественность через средства массовой информации о состоянии условий и охраны труда и проводимой работе в области охраны труда на территории муниципального образования;
— осуществляют ведомственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов в области охраны труда в подведомственных организациях;
— могут участвовать, по согласованию с департаментом, в расследовании несчастных случаев на производстве, в установленном порядке;
— принимают решения по вводу у отдельных работодателей дополнительных условий и показаний к проведению обязательных медицинских осмотров (обследований);
содействуют общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда;
— осуществляют иные мероприятия по охране труда в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъекта РФ.
5. Профессиональные союзы, иные представительные органы работников:
5.1. В установленном законодательством порядке:
— осуществляют общественный контроль за соблюдением работодателями законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы охраны труда, выполнением работодателями обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями;
— проводят независимую экспертизу условий труда, участвуют в проведении специальной оценки условий труда;
— принимают участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
5.2. Представители территориальных объединений организаций профсоюзов участвуют, по согласованию, в работе региональной и муниципальных межведомственных комиссий (координационных советов) по охране труда.
5.3. Принимают участие в разработке законов и иных нормативных правовых актов субъекта РФ, органов местного самоуправления, содержащих нормы охраны труда, а также согласовывают их в установленном порядке.
5.4. При осуществлении своих полномочий взаимодействуют с органами исполнительной власти субъекта РФ, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, осуществляющими государственный контроль (надзор), органами местного самоуправления, государственными казенными учреждениями субъекта РФ центрами занятости населения в муниципальных образованиях, объединениями работодателей, работодателями.
6. Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, осуществляющие государственный контроль (надзор) в области условий и охраны труда, а также за безопасным ведением работ в установленной сфере деятельности:
— осуществляют функции, возложенные на эти органы действующим законодательством Российской Федерации;
— по результатам контрольно-надзорной деятельности анализируют причины нарушений норм федерального и регионального законодательства в области условий и охраны труда, состояние и причины производственного травматизма и профессиональных заболеваний, разрабатывают предложения по их профилактике;
— направляют аналитическую информацию по вопросам охраны труда департаменту, отраслевым органам исполнительной власти субъекта РФ, органам местного самоуправления;
— участвуют, по согласованию, в работе региональной и муниципальных межведомственных комиссиях (координационных советах) по охране труда;
— формируют банк данных работодателей, осуществивших аттестацию рабочих мест по условиям труда (с 1 января 2014 г. — специальную оценку условий труда) и сертификацию организации работы по охране труда (Государственная инспекция труда в субъекте РФ);
— информируют общественность о выявленных нарушениях законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы охраны труда, ведут разъяснительную работу по охране труда.
7. Работодатели:
— обеспечивают соблюдение федерального и регионального законодательства и иных нормативных правовых актов по охране труда в организации;
— обеспечивают создание системы управления охраной труда, привлекают работников к активному участию во всех элементах системы управления охраной труда;
— распределяют обязанности, ответственность и полномочия должностных лиц и работников по разработке, применению и результативному функционированию системы управления охраной труда и достижению соответствующих целей по охране труда в организации;
— обеспечивают создание, формирование и эффективное функционирование комитета (комиссии) по охране труда, избрание, обучение и организацию работы уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профсоюзов или иных уполномоченных работниками органов;
— создают и внедряют в рамках системы управления охраной труда систему управления профессиональными рисками на рабочих местах, с участием службы охраны труда, комитета (комиссии) по охране труда, профсоюзного комитета, уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профсоюзов, иных уполномоченных работниками представительных органов;
— разрабатывают и утверждают планы мероприятий по улучшению условий и охраны труда, профилактики профессиональных заболеваний и оздоровления работников, включают в коллективные договоры и соглашения по охране труда, обеспечивают их финансирование и реализацию;
— создают службу охраны труда в форме самостоятельного структурного подразделения или вводят должность специалиста по охране труда в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и субъекта РФ;
— организуют проведение ежемесячных Дней охраны труда, участие организации и работников в региональных, всероссийских отраслевых и муниципальных смотрах-конкурсах, месячниках, семинарах и других мероприятиях по охране труда;
— содействуют общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда;
— обеспечивают проведение в установленном порядке обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда всех работников, включая руководителей организаций, а также проведение обучения оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте;
— проводят специальную оценку условий труда, разрабатывают, утверждают и финансируют мероприятия по устранению или снижению выявленных вредных производственных факторов;
— информируют работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья и полагающихся им гарантиях и компенсациях и средствах индивидуальной защиты;
— представляют в государственные казенные учреждения субъекта РФ центры занятости населения в муниципальных образованиях, подведомственные департаменту, информацию о состоянии условий и охраны труда, выполнении мероприятий коллективных договоров и соглашений по улучшению условий и охраны труда, предоставлении гарантий и компенсаций;
— осуществляют беспрепятственный допуск должностных лиц территориальных федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в области условий и охраны труда, департамента, представителей органов общественного контроля для осуществления ими своих полномочий, а также представляют им необходимую информацию и документы.

Рекомендуем прочесть:  Во дворе на тротуаре паркуются машиныны как наказать

Проверка обнаружила отсутствие коллективного договора

Таким образом, если ни одна из сторон с инициативой заключения коллективного договора не выступила, отсутствие коллективного договора нарушением не является. Если же предложение о заключении коллективного договора поступило, он должен быть заключен в обязательном порядке на согласованных сторонами условиях. Представители сторон, уклоняющиеся от участия в коллективных переговорах по заключению, изменению коллективного договора или неправомерно отказавшиеся от подписания согласованного коллективного договора, подвергаются штрафу. Согласно статье 5.28 КоАП РФ уклонение работодателя или лица, его представляющего, от участия в переговорах о заключении, об изменении или о дополнении коллективного договора, соглашения либо нарушение установленного законом срока проведения переговоров, а равно не обеспечение работы комиссии по заключению коллективного договора, соглашения в определенные сторонами сроки влечет наложение административного штрафа в размере от 1000 до 3000 руб.

Если коллективный договор не заключен

3. Настоящие Методические рекомендации предназначены для использования в практической деятельности нанимателями и профсоюзными организациям для самостоятельного и своевременного урегулирования разногласий, возникающих в ходе исполнения коллективных договоров.

Вход на сайт

Здравствуйте, в соответствии со ст. 22 ТК РФ работодатель (как и работник на основании ст. 21 ТК РФ) имеет право вести коллективные переговоры и заключать коллективные договоры. Обязанность работодателя по заключению коллективного договора возникает в случае, если работники выступают с инициативой ведения коллективных переговоров.

Какая существует ответственность за отсутствие коллективного договора

— не имеющие опыта работы с материальными ценностями выпускники высших и средних специальных учебных заведений и учреждений профессионально-технического образования, а также лица, прошедшие подготовку на производстве, в течение первого года работы. Этим работникам запрещается поручать самостоятельную работу по обслуживанию материальных ценностей вне предприятия (развозная и разносная торговля, торговля в палатках, ларьках и т.д.).

Рекомендуем прочесть:  Судебная практика по ст 286 ук рф

Материальная ответственность сотрудников при отсутствии коллективного договора

3.4. При регистрации Пользователя Система инициирует процесс авторизации посредством отправки смс-сообщения с кодом активации на телефон Пользователя, указанный при регистрации. Полученный пароль необходимо ввести в специальное поле в открывшемся окне. Только после ввода пароля учётная запись активируется.

Проверочный лист «Коллективный договор»

Договор между работодателем и работниками решает вопросы, связанные непосредственно с трудовой деятельностью в конкретной организации. При этом положения колдоговора не должны противоречить ТК РФ. Если таковые присутствуют в договоре, они не должны применяться.

Коллективный договор: обязателен или нет

Для чего же нужна регистрация? Ее целью является дать государственному органу возможность проанализировать положения договора и установить, какие из них ухудшают положение сотрудников организации, умаляя их права, установленные трудовым законодательством. Положения, противоречащие закону и ухудшающие права работников не должны применяться. После анализа соответствующая информация, выявленная в ходе проверки, доводится службами занятости до государственных инспекций труда и до сторон коллективного договора.

Подлежит ли регистрации коллективный договор

В силу действия ст. 51 указанного Кодекса контроль за выполнением коллективного договора, соглашения осуществляется сторонами социального партнерства, их представителями, соответствующими органами по труду. При проведении указанного контроля представители сторон обязаны предоставлять друг другу необходимую для этого информацию не позднее одного месяца со дня соответствующего запроса.

Право запрашивать у работодателя информацию по вопросам исполнения коллективного договора

Ссылка на основную публикацию